Вы просматриваете: Информация > Иностранный батик > Индонезийское искусство росписи тканей

Индонезийское искусство росписи тканей

Мы называем батиком ткань, на которую в несколько приемов наносится рисунок по определенной методике. Эта методика так и называется – батик. Хотя полотна, украшенные росписью в технике батик найдены в некоторых районах Африки, Индии, а также в юго-восточных азиатских странах, батик Индонезии уникален и неповторим. Под батиком обычно подразумевают наиболее типичные индонезийские ткани. Роспись индонезийским батиком характерна для некоторых регионов страны, но центром этого прикладного искусства является Ява, такие города острова, как Йогуакарта, Соло, Циребон, Пекалонган и Индрамаю.

Мотивы цветов, растений, почек, птиц, бабочек, рыб, насекомых и геометрических форм разнообразны и богаты на символические ассоциации. Зарегистрировано приблизительно три тысячи узоров батика. Мотивы батика обращаются к героям индийского эпоса, растениям, животным, морских существам и мелодическим образам гамелана.

В 19-м веке нанесение вощеных образцов при помощи большого медного штампа или трафарета спасло искусство батика от конкуренции с дешевой набивной тканью из Европы. Полуиндустриальная природа нанесения росписи по технике батика через трафарет позволила выполнять эту работу и мужчинам. Батик, созданный при помощи штампа, намного дешевле, чем сделанный ручной росписью. Штампованный батик обычно производился мужчинами, тогда как ручной росписью занимались женщины. Поэтому, учитывая способ производства, существует 2 вида батика: ручная роспись (batik tulis) и штампованный батик (batik cap).

Искусство батика очень похоже на рисование на куске ткани. Главный инструмент – кантинг (читайте: tjahn-вещь); это небольшой медный тюбик с удлиненным носиком, который используется вместо карандаша или кисточки, а краска заменена жидким воском.

Досконально продуманные рисунки сначала наносятся вручную при помощи карандаша. Потом уже в ход идет горячий жидкий воск. Время от времени кончик кантинга должен продуваться, чтобы обеспечить равномерное течение воска. Воском заполняются те области, которые не подлежат окраске. Затем ткань помещается в чан с краской. Воск смывается при помощи горячей воды, очищается от сухого материала, который еще предстоит окрасить. Часть ткани, которая была покрыта воском, не впитывает в себя краску и поэтому остается белой (или того цвета, который она имела первоначально). Так как воск довольно стойкий компонент, этот этап окраски называется процессом сопротивления краске.

Далее воском покрываются другие области. И так повторяется в течение каждой фазы процесса окраски, четыре и более раз, пока не удастся получить готовый рисунок и необходимый цветовой эффект

Традиционный рецепт изготовления воска для росписи по батику – это смесь воска и керосина, в пропорции примерно 60:40. Воск – это мягкий, податливый материал, который полностью защищает участок ткани от окрашивания, не образуя никаких трещин. Парафин более хрупкий, он позволяет краске впитываться в ткань во всех местах, где возникают трещины. Некоторые красильщики, наоборот, создают искусственные трещины, замораживая и сминая ткань. Другие по мере возможности избегают подобных эффектов. Чем больше парафина, тем больше трещин. Подойдет любой чистый парафин с низким содержанием нефти, тающий при температуре от +54 до 65°C (130 – 150° по Фаренгейту). Пчелиный воск должен быть светло-желтого или коричневого цвета, без каких-либо примесей. Но большинство росписей по батику сегодня выполняется с использованием синтетических микрокристаллических видов воска. Они более стойкие, их можно использовать несколько раз; такой воск лучше впитывается, и его можно подвергать довольно высоким температурам. Эти виды воска обычно уступают и по цене, и по рабочим свойствам натуральному воску. Их часто смешивают с обычным воском для получения промежуточных эффектов.

При подготовке этой статьи использована система обмена качественными статьями подарочной тематики.