Вы просматриваете: Информация > Информация о Батике > Горячий батик > Техника рисования Горячего Батика (перевод)

Техника рисования Горячего Батика (перевод)

За основу взята статья, написанная Nitin Kumar и опубликованная на сайте exoticindiaart.com. Эта статья заинтересовала нас, поэтому её вольный перевод публикуем на сайте Батик Арт.

Техника искусства батика.

Что такое батик – искусство или ремесло? Скорее всего, и то и другое. И более чем двухтысячелетняя история батика – тому подтверждение.

Технология.

Техника батика очень сложна. Еще до начала окрашивания надо придумать, как будет выглядеть окончательный рисунок. Художник, расписывающий батик, должен очень тщательно работать с цветом. Если он хочет, чтобы некоторые части его росписи были, например, светло-желтого цвета, то все эти части должны быть покрыты воском до того, как начнется последующее окрашивание. Он не может полностью закончить одну часть своего полотна, а потом перейти к другой, как это делают художники, работающие с маслом или акварелью, он должен создавать картинку поэтапно. И каждый из этапов охватывает работу со всеми частями росписи.

Основная работа при создании батика достаточно проста. Она заключается в покрытии участка ткани горячим воском так, чтобы воск предотвращал проникновение красителя.

Если ткань, с которой мы работаем, белого цвета, например, отбеленный хлопок, лен или шелк, то те области, которые мы первыми покроем горячим воском, в конечном итоге так и останутся белыми. После первого покрытия воском ткань погружается в ванну с красителем, цвет которого – самого светлого оттенка из тех, которые мы собираемся использовать. После высыхания ткани мы увидим две области: одну – белого цвета и другую – того цвета, который мы использовали для первой окраски. Теперь воск наносится на те участки, которые должны остаться в первом цвете, после чего вся ткань погружается в ванну со вторым красителем, цвет которого должен быть более темного оттенка по сравнению с первым. Процесс повторяется до тех пор, пока не будет нанесен самый темный оттенок. Когда материя, которая теперь почти полностью покрыта воском, высохнет, ее помещают между листами впитывающей бумаги и обрабатывают горячим утюгом. После того, как листы бумаги впитают воск, их заменяют на новые, и так продолжается до тех пор, пока с ткани не будет удален весь воск. Только с этого момента мы можем ясно увидеть окончательный рисунок.

Материалы.

Инструменты и материалы, применяемые в изготовлении батика, просты и легко доступны. Для нанесения рисунка на высохшую ткань подойдет любой инструмент, позволяющий эффективно переносить горячий воск из емкости на материю. В простейшем случае, для нанесения капель расплавленного воска на ткань можно использовать зажженную свечу. Для размазывания воска по ткани можно использовать множество простейших предметов, вплоть до изогнутого провода или ручки от жестяного ведра. Но настоящие мастера для этого используют кисти. Одна из рекомендуемых – кисть №12. У кисти должен быть достаточно большой конец, чтобы захватить достаточное количество воска. Для покрытия больших участков ткани используют большие кисти, тогда как для маленьких участков, где требуется ювелирная точность, лучше использовать самые маленькую кисточки, какие сможете найти. Например, №6.

Выбор воска очень важен для качества полученного батика. Парафин и натуральный воск – два восковых материала, которые наиболее часто используются в технике батика. Обычно при работе их смешивают в разных пропорциях.

Хлопок является наилучшим материалом для батика из-за его широкой распространенности. Ткань не должна быть слишком плотной, и если смотреть на нее лицом к свету, она должна просвечивать. Лучше всего перед покрытием воском туго натянуть ткань на рамку, чтобы при нанесении воск не стекал в неожиданных направлениях.

Воск – это воспламеняющееся вещество, поэтому емкость с воском лучше не ставить прямо на огонь. Ее надо поместить в кипящую воду и внимательно следить за тем, чтобы по мере испарения воды доливали новую.

Как и в живописи, цвет – неотъемлемая часть батика. Художник пишет картины маслом, а мастер батика использует красители. Художник при желании может полностью убрать нежелательный цвет, наложив поверх него другой. Возможно, он подождет, пока подсохнет ненужный цвет, но, несомненно, у него есть возможность всегда исправить свою ошибку. В случае с батиком такая корректура в большинстве случаев невозможна. Художник никак не ограничен в выборе используемых или смешиваемых цветов. Однако в технике батика каждый использованный цвет значительно меняется под воздействием следующего цвета, либо, как минимум, подвержен влиянию нижележащих цветов. Единственный чистый цвет – это самый первый, а все последующие – это некая смесь, оттенок которой сильно зависит от первого цвета, либо от первого из насыщенных.