Вы просматриваете: Информация > Информация о Батике > Горячий батик > Дефекты и эффекты в горячем батике

Дефекты и эффекты в горячем батике

Случается, что резерв проливается на ткань или попадает на нее небольшими брызгами. Пятна маскируют, превращая их в элементы рисунка.

Удалить пятно не просто, но можно попробовать соскрести его ножом и прогладить горячим утюгом через бумагу, а затем протереть пиненом («Разбавитель № 4» для художественных масляных красок), уайт-спиритом или спиртом. Мелкие брызги удаляют иглой.

Кстати, такой досадный промах может служить и декоративным эффектом.. Брызги не должны быть слишком крупными, поэтому часть состава с кисти надо смахнуть обратно в банку. Ударяют по ручке кисти так, чтобы брызги падали в нужном направлении. Все вокруг лучше прикрыть хотя бы газетой, чтобы спасти от брызг.
На батиках бывает характерный декоративный эффект – кракелюры или кракле. Они образуются при крашении, когда краска заполняет трещинки, образовавшиеся в хрупком резерве.
В традиционном батике кракелюры считались браком, но они очень понравились европейцам, и с тех пор художники часто используют этот прием.

Получают кракле, безжалостно комкая руками ткань с нанесенным резервом. В процессе крашения в заломы обязательно войдет краситель. Внешний вид кракелюр, их яркость, количество и направление зависят от состава резерва, качества ткани и, конечно, от рук, которые мнут ткань.
Размер и рисунок трещин зависит от того, как нанесен воск и сминается ткань. Рассмотрим подробнее технологию создания кракелюра.

Для создания кракелюра понадобятся щетинная кисть № 10-12 и воск, который растапливается на водяной бане.
Ткань натянуть на подрамник. Покрыть ее равномерно воском. Следить за тем, чтобы инструмент, которым будете работать, был горячим. Ткань, хорошо пропитанная резервом, темнеет и становится прозрачной. Расплавленный воск нанесла на нужный участок. Снять ткань с подрамника и смять ее произвольно, хотя делать это можно разными способами. Например, горизонтальными или вертикальными полосками, радиально от центра. В этих случаях в рисунке трещин будет наблюдаться некоторая упорядоченность.
Можно сминать ткань произвольно, сильно или не очень. В первом случае рисунок трещин будет мелким, а во втором – крупнее.

Совсем другим получится рисунок трещин, если нанести воск вначале полосами, а затем сверху равномерно покрыть. При сминании воск будет ломаться на границе тонкого и толстого слоев, создавая своеобразную структуру. Другой вариант: сначала забрызгать поверхность ткани воском, а затем покрыть ее полностью.

После того, как ткань смята, нужно расстелилить ее на клеенке. Затем приготовить краску. Дело в том, что воск обладает свойством отталкивать влагу, и если покрыть краской подготовленную поверхность, трещины получатся бледными и невыразительными.
Чтобы усилить проникновение краски в ткань, я протерла поверхность воска спиртом, а затем покрыла красителем, разведенным в воде. На ткани сразу появляется рисунок из трещин, который получился после проникновения краски. После проглаживания утюгом ткани через слой газет для удаления воск, трещины становятся ярче.

Перед тем как удалить воск, протрите поверхность влажной тряпкой, чтобы снять лишнюю краску.
Иногда бывает, что на ткани образуется слишком толстый слой воска и, прежде чем прогладить его, нужно потереть ткань над газетой, как при стирке. Лишний воск осыплется, а затем как обычно нужно прогладить ткань через газеты .

В использовании кракелюра нужно соблюдать меры. Кракелюр может скрыть мелкие погрешности росписи, а может и испортить хорошую работу.